ПОСЛЕДНИЕ ГЕОРГИЕВСКИЕ КАВАЛЕРЫ
РОССИЙСКОГО ФЛОТА
В период Гражданской войны 1917 - 1923 гг. наиболее массовое награждение Георгиевскими наградами проводилось Всероссийским правительством, возглавляемым адмиралом А. В. Колчаком. С момента своего прихода к власти А. В. Колчак стремился воссоздавать лучшие традиции Российской Императорской Армии и Флота. В частности, им было восстановлено празднование дня Святого Великомученика и Победоносца Георгия, а также награждение офицеров, солдат и матросов Георгиевскими наградами по представлению Георгиевских Дум за подвиги, совершенные в период Гражданской войны. Удостоился ордена Святого Георгия 3-й степени и сам Александр Васильевич Колчак (более подробно об этом можно прочитать в предыдущем номере нашего журнала).
Если награждения унтер-офицеров флота, матросов и гардемарин Георгиевскими крестами и медалями носили достаточно массовый характер, то кавалеров ордена Святого Георгия - офицеров флота, отмеченных именно за Гражданскую войну в Сибири достоверно известно всего два (не считая самого А. В. Колчака). Следует также отметить, что Георгиевских наград были удостоены морские офицеры, служившие в русских войсках Северной области. Орденом Святого Георгия 4-ой степени в августе 1919 г. был награжден командующий Онежской флотилией капитан 1 ранга (произведенный в этот чин согласно Георгиевскому статуту) Андрей Дмитриевич Кира-Динжан; 2 морских офицера на Севере были награждены Георгиевским оружием.
Первым Георгиевским кавалером на Восточном фронте стал глава Морского министерства омского правительства контр-адмирал Михаил Иванович Смирнов (18.06.1880 - 1940). Он окончил Морской кадетский корпус в 1899 г. Был воспитанником младшей роты в тот период, когда ее фельдфебелем состоял А. В. Колчак. В 1900 г. - младший флаг-офицер Штаба начальника Эскадры Тихого океана. С 1906 по 1909 гг. - обер-офицер Морского Генерального штаба. В 1909 - 1910 гг. исполнял должность штаб-офицера высшего оклада Морского генерального штаба. В 1910 г. - помощник старшего офицера линкора «Слава»; в 1910 - 1911 гг. исполнял должность старшего офицера на «Славе». В 1911-1912 гг. исполнял должность старшего офицера на линкоре «Пантелеймон». В 1914 г. окончил курс Николаевской морской академии и вступил в командование эсминцем «Выносливый». В конце 1914 - начале 1915 гг. состоял русским морским представителем при штабе союзного флота, проводившего Дарданелльскую операцию. В 1915 - 1916 гг. командовал эсминцем «Казанец». В 1916 г. произведен в капитаны 1 ранга и назначен на должность флаг-капитана по оперативной части Штаба Черноморского флота, позднее занимал должность начальника Штаба командующего Черноморским флотом. В 1917 - 1918 гг. Смирнов - начальник морского отдела Русского заготовительного комитета в Америке в составе Военно-морской миссии, возглавляемой Колчаком. 20 ноября 1918 г. он был назначен управляющим Морским министерством правительства А. В. Колчака одновременно с производством в контр-адмиралы, а весной 1919 г. Смирнов стал командующим Речной боевой флотилией, активно действовавшей на Каме в мае - июне 1919 г. После отступления армии и предательской выдачи «союзниками» Колчака эмигрировал в Америку, жил во Франции, Англии. Скончался в Лондоне осенью 1940 г. В Российском Императорском Флоте награжден Георгиевским оружием (1916), 7 русскими и иностранными орденами, 3 медалями. Автор статей и воспоминаний об А. В. Колчаке.
Будучи командующим Речной боевой флотилией, контр-адмирал М. И. Смирнов лично участвовал в большинстве боевых операций. Он был награжден орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени приказом Верховного Правителя и Верховного Главнокомандующего адмирала А. В. Колчака от 27 августа 1919 г. (Приказ по Флоту и Морскому ведомству № 517 от 28 августа 1919 г.). Основанием для награждения послужило то, что «…командуя Речной Боевой Флотилией, состоящей из 5-ти боевых кораблей и прикрывая переправу наших войск через р. р. Белую и Каму у Пьяного Бора, Николо-Березовки с 28-го мая по 2-е июня 1919 г. и обеспечивая эвакуацию города Сарапуля и ведя бой с неприятельской артиллерией и пехотой, расположенных на берегу и имевших целью отрезать флотилию от наших сил, он, Контр-Адмирал Михаил Смирнов, умелым и энергичным действием прорвал блокаду неприятеля, чем и обеспечил, как самую переправу, так и свободу дальнейших действий наших сухопутных войск»1.
Несколько слов необходимо сказать и о самой операции. В соответствии с приказом командующего Сибирской армии генерал-лейтенанта Р. Гайда от 27 мая 1919 г. Речная Боевая флотилия должна была содействовать войскам Южной группы Сибирской армии под командованием генерала Г. А. Вержбицкого, действуя на реке Каме между деревней Тихие Горы и устьем реки Белой, выделив часть сил на Белую для противодействия переправе противника через нее. 29 мая контр-адмиралом Смирновым была получена телеграмма за подписью начальника Штаба Сибирской армии генерал-майора Богословского с просьбой обеспечить переправу частей левого фланга Южной группы Сибирской армии у Пьяного Бора и оказать огневую поддержку в районе Чеганда - Пьяный Бор, а по возможности и до устья реки Иж. Но вскоре выяснилось, что необходимости в этом нет, т. к. сухопутные части отступают на Сарапул, куда должны были отправиться корабли флотилии для организации эвакуации вспомогательных судов и плавсредств. К 19 часам 1 июня пароход Службы связи «Соликамск» на котором находился командующий пришел в Сарапул, где застал картину спешной эвакуации города, на который наступали части 28-й стрелковой дивизии 2-й армии красных. После этого командующий поспешил обратно в Николо-Березовку, где находились основные силы флотилии для организации их прорыва мимо Сарапула. Этот прорыв удалось осуществить с минимальными потерями, несмотря на активный огонь с берега. Потерян был лишь вооруженный пароход «Статный», зато удалось спасти и основное боевое ядро флотилии и все вспомогательные суда. Был нанесен ущерб противнику (приведен к молчанию ряд батарей). Часть кораблей оставалась на рейде даже тогда, когда город уже был занят красными. Последним от пристани отошел штабной теплоход «Волга». Впоследствии, Речная боевая флотилия отступала вместе с войсками под ударами красных. В этот период корабли занимались борьбой с сухопутной артиллерией противника и оказывали огневую поддержку сухопутным частям. В начале июля, вскоре после захвата Перми флотилия была вынуждена уйти в устье реки Чусовой, в район села Левшино, где корабли и суда были разоружены, а впоследствии сгорели. Причины пожара, уничтожившего практически все корабли и суда, в точности не установлены. По версии белых, причиной послужил случайный разлив нефти. Советские источники пишут об умышленном поджоге Личный состав и вооружение флотилии были отправлены в Тюмень, где послужили для формирования новых морских подразделений, в частности, Обь - Иртышской речной боевой флотилии.
Вторым удостоился высшей военной награды капитан 1 ранга (1919) Петр Петрович Феодосьев (22.10.1887- .. .01.1920?) В 1906 г. он окончил Морской корпус. Проходил службу в 1-ом Балтийском флотском экипаже. В 1915 г. зачислен в артиллерийские офицеры 1-го разряда. Произведен в чин старшего лейтенанта за отличие (6.12.1915). В 1918 г. командовал плавбатареей «Чехословак», затем - 3-м дивизионом кораблей Речного боевого флота Народной армии Комуча. С 23.12.1918 по 30.01.1919 г. командовал бронепоездом Отдельной бригады морских стрелков. Весной-летом 1919 г. был начальником 3-го дивизиона Речной боевой флотилии. Во второй половине 1919 г. возглавил Обь - Иртышскую речную боевую флотилию. Погиб около Красноярска вместе с группой морских офицеров при отступлении. В Российском Императорском Флоте награжден 2 медалями.
8 декабря 1919 г. морской министр контр-адмирал М. И. Смирнов послал телеграмму следующего содержания в Ставку Верховного Правителя: «24 мая с. г. капитан 1 ранга Феодосьев командуя отрядом, состоящим из первого и третьего дивизионов Речной боевой флотилии на реке Каме у местечка Святой Ключ вступил в бой с противником, превосходившим его силою и нанес ему решительное поражение, причем взял в плен вооруженный корабль «Терек» и утопил вооруженный корабль «Рошаль». За этот подвиг капитан 1 ранга Феодосьев мною был представлен на основании п. 73 ст. 8 Георгиевского статута2 к награждению орденом Святого Георгия 4 степени. Представление в Георгиевской Думе в Омске рассмотрено не было. Ныне, вследствие эвакуации Омска, Дума в Иркутске не собиралась и вероятно не удастся скоро собрать членов Думы, т. к. подвиг капитана 1 ранга Феодосьева несомненно соответствует статуту, то ходатайствую о награждении его приказом Вашего Высокопревосходительства без рассмотрения в Георгиевской Думе. Капитан 1 ранга Феодосьев за время кампаний 1918 и 1919 гг. на реках неоднократно проявлял выдающееся мужество и искусство»3. Верховный Правитель действительно утвердил данное награждение своим приказом. Об этом свидетельствуют поздравительные телеграммы, направленные в Томск в адрес П. П. Феодосьева от контр-адмирала М. И. Смирнова и адмирала А. В. Колчака, соответственно от 14 и 15 декабря4.
Самый больщой бой между Речной боевой и Волжской военной флотилиями произошел 24 мая, в районе мыса Святой Ключ. 24 мая командующий красной флотилией самостоятельно, без учета оперативной обстановки и организации взаимодействия с наступавшими 28-й дивизии 2-й армии принял решение обстрелять город Елабугу. На обстрел города и находящегося рядом тракта вышли 2-й и 4-й дивизионы Волжской военной флотилии. Около 16 часов 2-й дивизион красной флотилии начал обстрел города с позиции выше мыса Святой Ключ (12 - 13 км от Елабуги). В адрес белой флотилии тут же полетели многочисленные просьбы вступить в бой и уничтожить неприятельскую флотилию. Командование флотилии не слишком верило в успех, т. к. артиллеристы еще не были подготовлены должным образом, но, не желая подводить армию, было принято решение вступить в бой. Корабли решили сошвартовать попарно. Всего с белой стороны в бою приняло участие 7 вооруженных пароходов, плавбатарея и ряд буксиров. Увидя показавшиеся из-за поворота корабли противника, командующий красной флотилией сделал попытку перестроения своих кораблей. 2-му дивизиону с помощью флажного сигнала было приказано перестроиться в строй фронта, а 4-му дивизиону на катере было послано распоряжение отступить и в строе фронта занять место ниже 2-го дивизиона. Произведя эти перестроения, командующий красной флотилии предполагал использовать преимущество в дальности огня своей артиллерии, попытаться выйти из сферы огня противника и вести с ним бой на курсовых углах, близких к 180°. Однако, благодаря быстрому и решительному сближению флотилии противника и промедлению с выполнением маневра 4-го дивизиона, красной флотилии выполнить указанный маневр не удалось. Уже через несколько минут корабли белой флотилии приблизились до дистанции 26-29 кабельтовых и сосредоточили огонь на кораблях Волжской флотилии, разделившись следующим образом: 4 корабля вели огонь по 2-му дивизиону, 3 корабля - по 4-му дивизиону противника. Плавучая батарея вела заградительный огонь впереди отступающих красных кораблей.
2-й дивизион красной флотилии во второй раз не выполнил сигнала «перестроиться в строй фронта». На корабле «Ваня Коммунист» вышло из строя носовое орудие и он начал поворот, чтобы ввести в действие кормовое. Этот поворот был воспринят остальными кораблями, как сигнал к отступлению и они начали отступать в полном беспорядке, не поддаваясь какому-либо управлению. В этот момент корабли белой флотилии сосредоточили огонь на 4-ом дивизионе, корабли которого могли противопоставить 14 орудиям белой флотилии лишь одно кормовое орудие канонерской лодки «Рошаль». В это же время на канонерской лодке «Терек» (вооружение - 1 - 100 мм орудие) оказались неисправными машины, из-за чего произошла остановка в движении других кораблей дивизиона, что дало возможность белым сократить дистанцию до 15 кабельтовых. В 16 часов 40 минут «Терек» получил попадание в машину, из-за чего он был вынужден выброситься на берег для спасения команды, т. к. из-за малой дистанции от противника оказать ему какую-либо помощь было невозможно. Впоследствии по инициативе белого командования, «Терек» был отбуксирован в расположение Речной боевой флотилии, при этом оказалось, что, за исключением повреждений в машине, он был вполне исправен. В 16 часов 45 минут корабли 2-го дивизиона скрылись за мысом острова и весь огонь кораблей Речной боевой флотилии стал сосредоточен на канонерской лодке «Рошаль», которая отступала концевой. Вскоре она получила попадание в носовую часть, благодаря чему стала быстро погружаться носом и около 17 часов выбросилась на берег ниже «Терека», после чего была покинута своей командой. Во время преследования отступающих красных кораблей, огнем белой флотилии был сильно поврежден буксир «Луна», нанесены повреждения еще одному кораблю. Несмотря на достижение столь громадного успеха, корабли белых ничего не сделали для его развития и закрепления. Они не стали преследовать отступающий и более слабо вооруженный, к тому же деморализованный отряд красных кораблей, а лишь занялись снятием с мели «Рошаля» и «Терека». Успех боя у Святых Ключей можно рассматривать лишь как частный успех, практически ни оказавший влияния на операции на сухопутном театре. Тем не менее, данное столкновение показало значительное превосходство белой флотилии над красной по ряду параметров, в частности, организации и управления артиллерийским огнем. Также, нельзя не отметить и общую продуманность операции - внезапность появления флотилии, увеличение мощности и максимального использования артиллерийского огня корабли были спарены, концевой в строю стояла батарея с дальнобойной шестидюймовой артиллерией, которая могла оказать поддержку и в случае отступления остальных кораблей флотилии, более четким было взаимодействие между отдельными кораблями флотилии. Также в этом столкновении сказалось и удачное расположение артиллерии на белой флотилии. В решающий момент 16 орудиям наступающей белой флотилии, красные могли противопоставить лишь 4. Хотя, подготовка артиллеристов несомненно хромала, как с одной, так и с другой стороны. М. И. Смирнов в своей поздравительной телеграмме охарактеризовал этот бой как «… блистательный подвиг, который всегда останется в памяти Русского флота». Увы, капитану 1 ранга П. П. Феодосьеву недолго довелось пробыть Георгиевским кавалером. Как уже упоминалось ранее, он погиб приблизительно через три недели после своего награждения.
В работе современного историка Д. Н. Шевелева5 упоминается также о представлении к Георгиевскому оружию, причем еще за Великую войну капитана 2 ранга П. Тихменева (в статье фамилия ошибочно указана как Тихменов) в период со 2 марта по 24 августа 1919 г. По данным, опубликованным в работе Г.А. Мейрера «Краткая история о действиях Отдельного морского учебного батальона»6 капитан 2 ранга П.В. Тихменев (29.04.1886 - 10.09.1919) был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени посмертно за подвиг, совершенный им в бою в ночь с 10 на 11 сентября 1919 г. в селе Дубровное. Противник застал там Морской батальон врасплох. Стрелки батальона героически обороняли село под руководством своего командира, который сам ходил в атаку с револьвером в руках и был убит штыком в грудь. По свидетельству участника того боя лейтенанта Г.А. Мейрера, - «За его подвиг Верховный Правитель по рассмотрении Георгиевской Думой наградил его посмертно орденом Святого Великомученника Георгия 4-й степени»7.
Скорее всего, М. И. Смирнов, П.В. Тихменев и П. П. Феодосьев являются последними Георгиевскими кавалерами Русского флота, т. к. на Юге России и в других местностях, где продолжалась Белая борьба в дальнейшем, награждения офицеров-моряков высшей русской воинской наградой не производились.
Использованная литература.
1. Бизертинский «Морской сборник». 1921 - 1923. Избранные страницы. М., 2003.
2. Кузнецов Н. Последняя операция Речной Боевой флотилии. // Моряки в Гражданской войне. М.: Флотомастер, Белая Гвардия. 2000. С. 19-24.
3. Мартиролог русской военно-морской эмиграции по изданиям 1920 - 2000 гг. М. - Феодосия, 2001.
4. Мордвинов Р. Н. Волжская военная флотилия в Гражданской войне (1918-1920 гг.). М., 1952.
5. Список личного состава судов флота, строевых и административных учреждений Морского ведомства. Пг., 1916.
6. Стасевич П. Г. Кампания Волжской флотилии на реке Каме в 1919 году. Л., 1930.
7. Шевелев Д. Н. Георгиевские награды в Русской армии адмирала Колчака // История белой Сибири: тезисы 4-й научн. конф. 6-7 февраля 2001 г. Кемерово, 2001. С. 124 - 127.
8. Юшко В. Награждение орденом Св. Георгия и Георгиевским оружием в русских войсках Северной области в 1919 г. // Белая гвардия. 1997. № 1. С. 27 - 28.
Н. А. Кузнецов
Впервые опубликовано: Доброволецъ. 2003. № 2. С. 14 - 17.
Сайт журнала «Доброволецъ» и ВИК «Доброволецъ» («Ударникъ»): www.dobrovoletz.narod.ru
1. РГВА. Ф. 39597. Оп. 1. Д. 67. ЛЛ. 130 - 130 об. Орфография и стилистика оригинала полностью сохранены.
2. Данный пункт гласит: «… достойны награждения орденом Св. Георгия … кто, лично командуя флотом, эскадрой или отрядом военных кораблей, одержит полную победу над неприятелем, в значительных силах состоящим или бывшим под защитой береговых батарей и укреплений. Примечание 1. Под словом «корабль» подразумевается всякое боевое судно. Примечание 2. Во всех случаях, когда награждение орденом назначается за истребление корабля, награда присваивается и тому, кто принудит неприятельский корабль к сдаче». (Статут Императорского Военного Ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия, принадлежащего к сему Ордену Георгиевского Креста и причисляемых к тому же Ордену Георгиевского Оружия и Георгиевской медали // Морской сборник. 1913. №12. С. 23. Разд. паг.)
3. РГА ВМФ. Ф. р-2180. Оп. 1. Д. 49. Л. 13.
4. Там же. ЛЛ. 89, 92.
5. Шевелев Д. Н. Георгиевские награды в Русской армии адмирала Колчака // История белой Сибири: тезисы 4-й научн. конф. 6-7 февраля 2001 г. Кемерово, 2001. С. 124 - 127.
6. Бизертинский «Морской сборник». 1921-1923. Избранные страницы. М., 2003. С. 167 - 185.
7. Там же. С. 172.
Предоставил Никита Кузнецов.