Георгиевская страница : Лица : Биографии
Георгиевская страница






«Л И Ц А»

ВЕРЕЩАГИН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ


Верещагин

Крупнейший художник-баталист Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября 1842 года в Череповце в семье помещика. Когда ему исполнилось восемь лет, его отдали в Александровский малолетний кадетский корпус, по окончании которого в 1853 году он определяется в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. В 1858 году Верещагин начал посещать рисовальную школу Санкт-Петербургского Общества поощрения художеств. Преподователи с одобрением отзывались о его способностях, и он сам мечтал стать художником.

Блестяще окончив курс Морского кадетского корпуса (к концу обучения он был фельдфебелем гардемаринской роты), Верещагин 3 апреля 1860 года производится в гардемарины. Но страсть к рисованию и плохое перенесение им морских плаваний сподвигли его сразу же подать прошение об отставке. 11 апреля 1860 года Верещагин производится в прапорщики по ластовым экипажам с увольнением от службы. В 1861 году Верещагин поступает в Императорскую Академию художеств, где упорно занимается живописью. Но академическая система обучения с ее нормами и традициями тяготили начинающего художника. В 1863 году Верещагин оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы "на свободе и просторе на интересных предметах учиться". Его первыми самостоятельными работами стали многочисленные рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа.

В 1867 году по приглашению Туркестанского генерал-губернатора Кауфмана, Верещагин едет в Туркестан, где постоянно происходят военные столкновения с туземцами. "Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал...", - писал художник. Приехав в Самарканд после взятия его русскими войсками 2 мая 1868 года, Верещагин получил боевое крещение, выдержав с горстью русских воинов тяжелую осаду этого города войсками бухарского эмира. За проявленную при обороне храбрость Верещагин удостоен Военного ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-го класса.

В художественном отношении впечатления этой обороны и личного участия Верещагина в других военных операциях при завоевании Туркестана, а также при втором его путешествии туда в 1869 году, дали ему материал для таких ярких картин, как "Пусть войдут", "Вошли", "Окружили", "Преследуют", "Нападают врасплох" и др., вошедшие в состав громадной туркестанской серии, выполненной художником в Мюнхене в 1871-74 гг. и имевшей колоссальный успех в Европе и России. Героями своих картин он сделал простых солдат, внеся в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство. В ряде картин с совершенной простотой выразилась чуждая всякой аффектации, непоколебимая стойкость русского солдата под натиском превосходнейших сил ("Сдавайтесь! - Никогда", "Нападают врасплох. Ляжем костьми") и то философски спокойное отношение его к смерти и врагу, которое так контрастирует в нем с жестоким злорадством варвара-азиата ("Победители", "Побежденные"). Однако, контраст этих картин с привычной парадной официальностью в батальной живописи был все же так резок, что толки об "оклеветании русской армии", "непатриотичности" и проч. вызвали недружелюбное отношение к Верещагину не одних завистников, но и таких расположенных к художнику лиц, как генерал Кауфман. Шокировало многих то, что в его картинах оказывались в армии "забытые", замерзшие, раненые и убитые.

Чутко относясь к этим незаслуженным упрекам в тенденциозности, Верещагин сам уничтожил такие вызывавшие особые нарекания картины, как "Забытый" (преследовалась даже музыка Мусоргского к этой картине), "Окружили", "Преследуют", "Вошли", хотя в них не было ничего, кроме неприкрашенной правды.

"Я никогда не видал, - писал художник, - правдивых картин битв, и твердо решил представить все так, как оно есть в действительности". Не стесненный заказами и официальными требованиями, он старался видеть все не из дали штабов, а в передовой линии, не думая о личной безопасности, и не как пассивный зритель, а как активный участник.

Суровым осуждением войн, несущих гибель и несчастье стала картина "Апофеоз войны". "Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим" - гласит надпись автора на раме.

В 1874-1876 годах Верещагин совершил первую поездку в Индию для изучения жизни, природы и быта страны. Результатом наблюдений явилось более ста пятидесяти этюдов, изображающих величие белокаменной индийской архитектуры, синеву южного неба, яркие национальные одежды индусов. К числу лучших этюдов относятся: "Буддийский храм в Дарджилинге", "Ледник на дороге из Кашмира в Ладак", "Мавзолей Тадж-Махал в Акре".

У Верещагина возник замысел создать большую "Индийскую поэму", рассказывающую об исторической судьбе Индии, о превращении могущественной страны в колонию Британской империи. Начавшаяся Турецкая война 1877-1878 годов не позволила Верещагину закончить замысел.

Верещагин спешит к действующей армии. Прикомандированный к Штабу Главнокомандующего, он не ограничивается наблюдениями из Главной квартиры, но и совершает с войсками поход до Дуная, а затем вместе с товарищем своим по курсу Морского кадетского корпуса лейтенантом Н. Л. Скрыдловым, участвует на лодке "Шутка" в атаке на турецкий монитор. Оправившись наскоро от раны, полученной в этом деле, Верещагин поспешил к Плевне, оттуда со Скобелевым - к Шипке и с отрядом генерала Струкова - в набег к Андрианополю. Он не останавливается ни перед чем для художественных наблюдений, залезая в обстреливаемые картечью барки на Дунае, набрасывая этюды под пулями, разбивавшими его палитру, свозя с полей сражений груды пропитанного кровью тряпья, одежды, обломков оружия, исполняя обязанности ординарца, участвуя в рекогносцировках и т. п.

"Выполнить цель, которой я задался, - писал Верещагин, - дать обществу картину настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то".

За участие в боевых действиях Верещагин был представлен к награждению Золотым оружием, но отказался от награды и в 1878 году, с началом мирных переговоров, уехал в Париж, откуда через два года вышла его знаменитая "Поэма войны", вызвавшая еще большую сенсацию, чем туркестанская серия ("После атаки", "Транспорт пленных", "По дороге к Плевне", "На Шипке все спокойно"). Но его раненые не кричат, часовые замерзают, не выпуская ружья, спокойно лежат "Перед атакой" и ждут сигнала серые ряды и преображаются в восторженном порыве, когда мимо них проносится "Белый генерал", "Именем отечества" благодаря за победу ("Шипка-Шейново"). Император Александр II, обозрев выставку, с грустью сказал: "Все это верно, все это так было", и даже Мольтке, запретив германским офицерам бывать на выставке, все же признал: "Точь-в-точь то же было и у нас".

Картины Балканской серии с беспримерной правдивостью воспроизводят будни войны, эпизоды сражений: тяжелые переходы русской армии в горах, полевые перевязочные госпитали и сцены зверств турок. Основную группу произведений составляют картины героической обороны Шипки: "Землянки на Шипке", "Батареи на Шипке", "На Шипке все спокойно", "Шипка-Шейново". Ряд полотен посвящен событиям, связанным со штурмом Плевны: "Атака", "После атаки". Картины "Победители", "Побежденные. Панихида по убитым" посвящены сражению под Телишем.

В 1880 и 1883 годах Балканская серия была выставлена в Петербурге. За сорок дней выставку посетили более двухсот тысяч человек - успех превзошел все ожидания.

В долгий период мира 1880-90-х годов Верещагин не сидит на месте. Он вторично посещает Индию (1882-1883), едет в Сирию и Палестину (1883-1884), создает "Палестинскую серию", состоящую в основном из этюдов и картин документально-этнографического характера. Верещагин знакомит со своими картинами Новый Свет, перебрасывается в Японию, на Филиппины, Кубу ("Взятие С.-Жуанских высот войсками Рузвельта"), пишет свои воспоминания "На войне в Азии и Европе". Результатом поездок Верещагина по Северу России явилась серия рисунков и этюдов с изображением памятников старинного деревянного зодчества, северной природы и простых русских людей.

С 1887 года художник отдается изучению эпохи 1812 года, для чего бросает свои заграничные мастерские, строит дачу на Серпуховской дороге и создает "опрощенного" Наполеона в подлинной обстановке суровой русской зимы, зловещих пожаров и партизанских действий. Более двадцати полотен создано им на эту тему.

Большая патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота сюжетов, яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот последний капитальный труд художника достойным вкладом в историческую живопись конца XIX века.

Начало Японской войны 1904-1905 годов заставило Верещагина бросить начатые работы и "полететь" на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих произведениях. По прибытии в Порт-Артур он был назначен состоять при штабе начальника эскадры Тихого океана вице-адмирала С. О. Макарова, которого хорошо знал. Но судьба не дала возможности воплотиться новым замыслам.

31 марта 1904 года. Порт-Артур. Василий Васильевич Верещагин погибает на флагманском броненосце "Петропавловск".




Источники:

Общий морской список. Ч. 13, СПб., 1907.
Военная энциклопедия Сытина. М., 1912.
Интернет-проект "Хронос".

Статья скомпилирована по материалам, предоставленым Игорем Сарментовым.



Автор проекта © Jus | Все авторские права соблюдены.
Проект запущен 1 декабря 2000 г.