Отчет о Георгиевском вечере
прошедшем в Москве 9 декабря 2003 года
9 декабря 2003 года в московской Библиотеке-Фонде «Русское Зарубежье» состоялся вечер, приуроченный к празднику Императорского Военного Ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия (26 Ноября старого стиля) и посвященный истории этой высокой награды. Вечер был подготовлен силами вновь организуемого в Библиотеке-Фонде сектора военной истории научно-исследовательского отдела, сотрудники которого предложили аудитории свои размышления о месте Ордена Святого Георгия и его небесного покровителя в истории и духовной жизни России.
Е. П. Пуденкова (сообщение «Святой Георгий Победоносец в культуре и самосознании русского народа») остановилась на житии Святого Георгия, его иконографии и почитании Великомученика-Победоносца на Руси. Реально существовавший воин из знатного рода, отрекшийся от богатства и земных благ ради служения вере, подвергался пыткам и гонениям за свои убеждения, но не изменил вере и был казнен. За стойкость и мужество он стал особо почитаем и дорог русскому народу, а его знаменитое изображение в виде всадника, повергающего копьем змея, символизирующего зло, слилось в сознании народа с былинными сказаниями о чудо- богатырях…
А. А. Петров («Очерк истории Ордена Святого Георгия») рассказал об истории создания и развитии этого ордена в Российской Империи. «Ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные в сражениях раны не приемлются в уважение при удостоении к ордену Св. Георгия за воинские подвиги; удостаивается оного единственно тот, кто не только обязанность свою исполнял во всем по присяге, чести и долгу, но сверх сего ознаменовал себя в пользу и славу Российского оружия особенным отличием», -- гласил Статут награды, на протяжении полутора столетий остававшейся самой почетной и любимой в Императорской Армии. Постепенно создавалась целая система наград, включавшая помимо четырех степеней ордена еще и Георгиевское оружие, а также солдатские Георгиевский Крест и Георгиевскую медаль (оба -- также четырех степеней).
Выступление А. С. Кручинина («Белый крестик» в годы Гражданской войны») затронуло некоторые символические связи, соединяющие Имперский период истории России с Белым движением (среди первых кавалеров Ордена в Великую войну – будущий Главнокомандующий барон П. Н. Врангель; «белый крестик», в свое время врученный генералу Калитину «Белым Генералом» М. Д. Скобелевым, был в 1914 году передан Калитиным отважному есаулу В. И. Волкову, который в 1918 году фактически приведет к власти адмирала А. В. Колчака…), и неожиданно проявившийся новый смысл символики Ордена: только в годину смуты выходит на первый план не воинский, а мученический подвиг Святого Георгия, и возложение русским воинством на своих вождей этого креста как бы прообразовывало их подлинное Крестоношение и мученичество (Государь Николай Александрович, -- причем Георгиевскую Думу, благословившую Его этим орденом, возглавлял будущий Донской Атаман генерал А. М. Каледин, -- и Верховный Правитель России адмирал Колчак). Не простой, по мнению докладчика, была и наградная политика Белых вождей в годы Гражданской войны: вряд ли она базировалась, как это часто считается, на «невозможности награждать в войне русских против русских», а в отказе от награждений Главнокомандующиего Вооруженными Силами на Юге России генерала А. И. Деникина можно увидеть пример, возможно, и не осознанного до конца, щепетильного отношения к границам собственной власти: не вручая орденов (Императорская прерогатива), он считал вполне нормальным награждение нижних чинов Георгиевскими Крестами и медалями (прерогатива командира корпуса согласно Статуту 1913 года).
В докладе А. В. Марыняка (««Георгиевские традиции» Русского Воинства: полки, знамена, праздники…») прозвучала краткая история коллективных Георгиевских наград Императорской Армии: знамен и штандартов, труб и рожков, петлиц на мундиры нижних чинов отличившихся частей, широких Георгиевских лент к штандартам славнейших полков русской кавалерии -- Нижегородских и Северских драгун. Кроме того, слушателям был предложен рассказ об истории празднования Орденского праздника в Российской Империи, ставшего поистине всенародным. Остановился докладчик и на истории 13-го драгунского Военного Ордена полка, Георгиевского батальона Охраны Ставки и др. частей, связанных с Орденом Св. Георгия. Посетители библиотеки услышали горький рассказ о глумлении над любимейшей наградой русского воинства со стороны пришедших к власти в марте 1917-го года временщиков, о продолжении Георгиевских традиций в изгнании (последние награждения Георгиевскими Крестами IV ст. в декабре 1941 г. в рядах Русского Корпуса). Собравшиеся почтили память последнего, из награжденных на родной земле, Георгиевских кавалеров - скончавшегося 26 сентября 2003 г. Почётного Председателя Русского Обще-Воинского Союза, Атамана Всевеликого Войска Донского за Рубежом, Председателя Тройственного Союза казаков Дона, Кубани и Терека, профессора Николая Васильевича Федорова. В заключение докладчиком было отмечено, что подписанный 8 августа 2000 г. президентом В.В. Путиным указ за № 1463, утвердивший «Статут ордена Святого Георгия» и «положение о знаке отличия - Георгиевском кресте», является уже традиционным для влстей РФ актом исторического мародерства. Эр-Эф-овская награда, кроме внешнего сходства (и то весьма относительного), ничего общего с Императорским Военным Орденом не имеет.
Тему исторической памяти, обращения наших современников к страницам воинской славы России и ее горьким годам, продолжило выступление автора-исполнителя Виктора Леонидова и демонстрация документального фильма «Крест Юденича» (режиссер В. А. Фонарев, Санкт- Петербург), посвященного одному из величайших русских полководцев, кавалеру Ордена Св. Георгия IV, III и II ст., вождю Белого Движения на Северо-Западе России, генералу от инфантерии Николаю Николаевичу Юденичу.
После показа фильма со словом выступил Епископ Дионисий (Алферов; РПЦЗ(В)), отметивший значение воинского долга и подвига, часто, особенно в России, соприкасающегося с подвигом духовным. Очень интересна была высказанная Владыкой мысль о тех переменах, которые произошли в русском народе за время существования Ордена Святого Георгия: если раньше «Юрьев день» -- воспринимался как возможность сбросить с себя лишнее бремя, облегчить свою жизнь, обеспечить достаток, то за десятилетия день 26 Ноября стал прочно ассоциироваться с подвигом. Подвигом воинским и духовным, ибо «нет больше той любви, ежели кто душу свою положит за други своя»…
В зале библиотеки была развернута тематическая выставка, где были представлены белогвардейские почтовые марки и денежные знаки с изображением Святого Георгия и георгиевской символикой, выпущенные на юге России в 1919–1920 гг.; фотографии Георгиевского знамени Лейб-Гвардии Финляндского полка в России (на фронте Первой Мировой войны, 1914– 1916 гг.) и в изгнании (Галлиполи, 1921 г.); литература, посвященная образу Святого Георгия в русском церковном искусстве, на печатях, монетах, в геральдике Руси и Российской империи; книги, посвященные истории ордена Святого Георгия и истории награждений им. На вечере присутствовали представители русских национальных организаций и органов печати (РОВС, ВСХСОН, Комитет «Преемственность и возрождение России», общеказачья газета «Станица» и др.).
А. В. Марыняк
Предоставил Андрей Марыняк.